«Жатва» (ок. 1565) — картина Питера Брейгеля Старшего, изображающая целый мир, застывший в знойном августовском дне. Золотые поля, согнувшиеся под тяжестью спелых колосьев, и крестьяне, усталые, но сосредоточенные на работе и отдыхе, — все это в точной и при этом почти эпической манере запечатлевает художник. Брейгель не приукрашивает труд, но и не осуждает его. Он делает зрителя свидетелем и соучастником ритма сельской жизни, ее суровой необходимости и одновременно ее медленной красоты и романтики.

Питер Брейгель Старший — нидерландский художник Северного Ренессанса. Его захватывающие картины в деталях описывают жизнь простых сельских людей, что отличается от доминирующей в XVI веке религиозной живописи. Картины Брейгеля во всей своей полноте фокусируются на темы сельской жизни, роли веры в жизни простых людей и примет, являвшихся частью коллективного социального воображаемого. Интонация работ художника — градация от гротескного юмора и стары до легкой иронии и здравого скептицизма относительно повседневной жизни.

Картина «Жатва» создана около 1565 года по заказу купца Николаса Йонгелинка из Антверпена для декорации зала в его загородном доме. Полотно — часть живописного цикла «Времена года», посвященного разным сезонам года и социального быта. В этой работе виден пейзаж, соответствующий поздней летней поре: июлю или августу, а то и началу сентября. Питер Брейгель изображает августовское поле, переливающееся всеми оттенками желтого. Эта сцена кажется почти фотографической в своей точности, но на самом деле она предельно продумана и сконструирована. На переднем плане крестьяне отдыхают, едят хлеб и сыр, кто-то дремлет в тени дерева, раскинув руки и ноги. Другие сгибаются за работой, косят, вяжут снопы. Их тела выдают усталость, но и привычное достоинство рабочего человека.

В центре внимания коллективное действие, медленный и неотвратимый ритм труда — она демонстрирует одновременно и создание, и потребление пищи, но также показывает множество видов деятельности, что показательно для жизни в селе: возделывание пшеницы, сбор в скирды и т. д. Композиция раскрывается ступенями вглубь, от крупного плана к далеким полям и холмам. На горизонте проглядывают дома, речки и замки — знак того, что сельский труд кормит и хозяев земли. И все же картина далека от аристократического высокомерия: Брейгель не возвышается над своими персонажами, в отличие от других его работ, он погружен в их мир.

Особая поэзия картины заключена в ее свете — жарком. Небо бледно-голубое, полное зноя. Желтые тона поля доминируют, словно впитав солнце и труд. Все кажется медленно текущим, подчеркивающим неизбежность земных циклов. Брейгель мастерски строит сцену как панораму, но при этом насыщает ее мельчайшими деталями, которые хочется рассматривать бесконечно: серпы, корзины с грушами, лица крестьян, их руки, инструменты.

«Жатва» — не идиллия и не сатира. Это спокойное, почти документальное свидетельство о жизни, в которой труд и отдых неразделимы. Художник напоминает, что человеческое сообщество держится на таких вот днях — жарких, изнурительных, но необходимых для поддержания уровня жизни, достижения всеобщего благополучия. И в этом видении Брейгеля звучит уважение к простому человеку, его умению дисциплинировать тело, организовывать труд, а также глубокое понимание цикличности самой природы.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more