Original size 1240x1750

Эмпатия как способность выносить чуждость и оставаться рядом. Эссе-синопсис

PROTECT STATUS: not protected
6

Тема выпускной квалификационной работы — цифровой тренажёр эмпатии, приложение, в котором пользователь взаимодействует с цифровым существом, постепенно проходящим путь метаморфозы: от трогательного, вызывающего нежность образа к всё более странной, непредсказуемой и отталкивающей форме, с целью обучиться эмпатии путем взаимодействия с отталкивающим объектом. С каждым новым шагом визуальный контакт становится испытанием, существо становится все менее привлекательным и ставит перед пользователем новые испытания. Задача пользователя не отвернуться, а остаться, наблюдать, удерживать внимание и чувство сопереживания, даже когда привычные категории «милого» и «ужасного» рушатся, а субъект превращается в шоггота Лавкрафта.

Таким образом, проект исследует эмпатию как способность выносить чуждость, как акт этической готовности быть рядом с тем, что вызывает дискомфорт или страх, как способность принимать того, кого мы не можем понять и в полной мере почувствовать.

Философской отправной точкой служит мысль Дэвида Юма о сочувствии как естественном механизме, благодаря которому человек переживает состояние другого через воображение. Юм использовал слово «sympathy» не в смысле жалости, а как способность воспринимать чувства другого и «разделять» их на уровне ощущений. Он считал, что наши чувства «заразительны»: когда кто-то грустит, мы наблюдаем это, представляем, что было бы с нами в подобной ситуации, и у нас также появляется грусть через воображение как отклик.

Идеи Рози Брайдотти и Донны Харауэй о постгуманистическом теле как гибридной сборке (из органического, технологического и воображаемого) позволяют рассматривать эмпатию как межвидовую способность. Здесь пользователь сопереживает не человеку, а существу, которое видоизменяется с каждым шагом все больше. В этой оптике эмпатия превращается в этическую технологию. Она не принадлежит только людям, она циркулирует между организмами, алгоритмами и образами. Цифровое тело становится медиатором чувства и интерфейсом, через который проходит поток аффектов.

Тема визуального исследования — «визуальный поиск сопереживания через неизвестное: эмпатия как способность выносить чуждость и оставаться рядом». Цифровое существо, с которым взаимодействует пользователь, это не персонаж, а процесс. Его форма распадается, обрастает слизью, дрожит, теряет пропорции, превращаясь в нечто одновременно живое и неживое, от милого к отвратительному.

Эта метаморфоза опирается на эстетические и философские идеи тёмного витализма Бена Вударта, где материя мыслится как активная, текучая и пульсирующая. Дилан Тригг в книге «Нечто» показывает, что отвращение не является отрицанием жизни, оно скорее напоминает о её глубинной неопределённости.

В процессе взаимодействия пользователь постепенно осознаёт, что с существом что-то происходит и что что-то не так. Это ощущение не возникает сразу и не сводится к визуальной деформации образа: тревога проступает в микрожестах, в неестественной задержке дыхания существа, в сбившемся ритме звукового сопровождения, в дрожи интерфейса, в нестыковках речи. Невизуальные сигналы, такие как звук, текст, ритм и паузы, становятся каналами эмпатического узнавания. Пользователь начинает чувствовать, что нарушение уже произошло, ещё до того, как видит его глазами.

Так формируется новая чувствительность, в которой эмпатия воспринимается как работа на границе сенсорного и воображаемого, где зрение утрачивает привилегию, а восприятие становится полисенсорным актом принятия. В этом проекте отвращение становится порогом эмпатии. Пользователь учится не избегать мерзкое, а чувствовать его присутствие, признавая, что даже оно требует внимания. Здесь возникает связь с Жаком Дерридой и его идеей «абсолютного гостеприимства»: принять не только гостя, но и врага, не только приятное, но и непереносимое. Эмпатия, таким образом, не является мягкостью, она наоборот показывает себя как силу принятия.

Исследование соединяет постгуманистическую философию с теологией и теорией тела в цифровую эпоху. От онтотеологии Хайдеггера, где Бог мыслится как жёсткий источник порядка, проект движется к Дерриде и его идее «слабого Бога», который уступает, позволяет другому быть, и не навязывает свой контроль. Эта слабость становится методологическим принципом тренажёра: не подчинять и не редактировать чуждое, а позволять ему разворачиваться.

В диалоге с Лаканом эмпатия осмысляется как работа зеркала: пользователь сталкивается не просто с существом, а с собственной границей отражения, с тем, чего в себе боится. Фуко и Ладор помогают включить сюда социальное измерение — эмпатия как практика дисциплины чувств, как новый формат этической субъектности. Через тексты Флоренского и Розанова эмпатия возвращает себе теологическую глубину как способность видеть в отвратительном след Божьего присутствия, в разложении форму жизни, а в ужасе возможность нежности.

Заключение

История эмпатии — это история расширения горизонта чувств. От воображаемого сочувствия Юма до постгуманистической этики Харауэй эмпатия становится способом быть с другим через различие.

Цифровой тренажёр эмпатии воплощает этот переход. Он создаёт опыт, где человек встречается с существом, вызывающим то отвращение, то жалость, то сострадание, и учится оставаться рядом, не разрушая ни себя, ни другого. Так формируется новая форма цифровой этики: этика сопереживания чуждому, в которой слабость становится инструментом силы, а отвращение формой понимания. Цифровое взаимодействие превращается в акт восприятия инаковости, где милое и ужасное сходятся в едином движении. Так рождается эмпатия как метафизическое усилие и готовность видеть, чувствовать и принимать всё, что существует таким, какое оно есть.

Библиография

1. Юм, Дэвид. Трактат о человеческой природе — Москва: Канон+, 2019. 2. Харауэй, Донна. Повествования киборгов: наука, технологии и феминизм в конце XX века — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 3. Брайдотти, Рози. Постчеловек — Москва: Издательство Института Гайдара, 2020. 4. Деррида, Жак. О гостеприимстве — Санкт-Петербург: Machina, 2021. 5. Вударт, Бен. On an Ungrounded Earth: Towards a New Geophilosophy — New York: Punctum Books, 2013. 6. Тригг, Дилан. Нечто. Феноменология ужаса — Москва: Ad Marginem, 2022. 7. Хайдеггер, Мартин. Бытие и время — Москва: Республика, 1997. 8. Лакан, Жак. Четыре основные понятия психоанализа — Москва: Гнозис, 2001. 9. Фуко, Мишель. Рождение биополитики. Курс лекций в Коллеж де Франс (1978–1979) — Санкт-Петербург: Наука, 2010. 10. Флоренский, Павел. Иконостас — Москва: Мысль, 1993. 11. Розанов, Василий. Люди лунного света: метафизика христианства — Москва: Республика, 1995. 12. Ладор, Ольга. Этика тела в эпоху цифрового человека — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2018. 13. Батай, Жорж. Внутренний опыт — Москва: Ad Marginem, 2006. 14. Де Леонардис, Франческа. Этика эмпатии: от чувств к ответственности — Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2020. 15. Тэрнер, Виктор. Процесс, символ и ритуал — Москва: Восточная литература, 2002.

Эмпатия как способность выносить чуждость и оставаться рядом. Эссе-синопсис
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more